Лет 10 тому назад многие с энтузиазмом подхватили лозунг “национального возрождения”. Подразумевалось, что Советская власть была слишком строга и склонна к унификации. Хотя, положа руку на сердце, надо признать, что и при Советской власти, как правило, никто не мешал собирать фольклор, изучать родной язык, издавать эпос и ставить в театрах национальную драматургию. Запрещена была политика под этнографическим соусом… Но так или иначе, в 1990 г. повсеместно распространились упования, что на национальной почве расцветут 1000 цветов.
Теперь можно собирать урожай. Не цветов, а в основном все-таки поганок.
Настоящая высокая культура – понятие интернациональное. Гомер уже не принадлежит грекам, как и Менделеев – русским. Они принадлежат человечеству. А под лозунгом “национального возрождения” часто вылезает на первый план культура второй свежести; то, что не объединяет, а напротив, разъединяет людей. См. очень разумную реплику коллеги Кузнецовой (к сожалению, не знаю ее имени- отчества) в “Почтовом водевиле”. И это относится не только к Эстонии или Мордовии, но и к моей родной Москве. Если бы у “наших” русских националистов было побольше ума, они задумались бы – стоит ли обогащать пантеон Николаем Вторым и Иваном Ильиным? Много ли в этом выгоды и чести для народа, который до сих пор худо-бедно представляли на международной ярмарке тщеславия Лев Толстой и Юрий Гагарин?
К сожалению, национальная озабоченность плохо действует на кору головного мозга. Даже в благополучной Западной Европе этносы, пораженные этой заразой, десятилетиями барахтаются в мясорубке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий