У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв – внутренностей людей и животных, которые друиды развешивали на ветвях дерева.
Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки – тряпочными и бумажными гирляндами.
Что касается Деда Мороза – задолго до него по земле ходило злобное кельтское божество, Великий Старец Севера, повелитель холода и пурги. У него имелся мешок, в который он собирал жертвоприношения. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству жертву – в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу.
Итак, Дед Мороз не всегда был душкой на детских праздниках. В привычном для нас облике доброго старика он появился лишь в 1840 г. в рассказе князя Владимира Одоевского "Мороз Иванович". Это была литературная обработка народной сказки "Морозко" – там-то как раз шла речь про недоброго деда, очень напоминавшего кельтского Старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку заморозил насмерть (в смягченном варианте Одоевского ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек).
Народ представлял Морозко в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимнее солнцестояние дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать. Если за день умирала от холода – значит, жертва принята. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей.
Основные новогодние дарительные традиции пришли к нам из Западной Европы в середине ХIХ века, но Дед не сразу утвердился в роли дарителя. Лишь к 1880-м гг. елка и мешок с подарками крепко увязались с образом лесного старика. Правда, Дедом Морозом его еще не звали: это был "святочный старик", "рождественский" или "елочный дед". К началу XX в. Дед Мороз окончательно стал добрым, а с 1910 г. начал появляться на елках в качестве массовика -затейника с румяными щеками и ватной бородой.
Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки – тряпочными и бумажными гирляндами.
Что касается Деда Мороза – задолго до него по земле ходило злобное кельтское божество, Великий Старец Севера, повелитель холода и пурги. У него имелся мешок, в который он собирал жертвоприношения. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству жертву – в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу.
Итак, Дед Мороз не всегда был душкой на детских праздниках. В привычном для нас облике доброго старика он появился лишь в 1840 г. в рассказе князя Владимира Одоевского "Мороз Иванович". Это была литературная обработка народной сказки "Морозко" – там-то как раз шла речь про недоброго деда, очень напоминавшего кельтского Старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку заморозил насмерть (в смягченном варианте Одоевского ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек).
Народ представлял Морозко в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимнее солнцестояние дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать. Если за день умирала от холода – значит, жертва принята. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей.
Основные новогодние дарительные традиции пришли к нам из Западной Европы в середине ХIХ века, но Дед не сразу утвердился в роли дарителя. Лишь к 1880-м гг. елка и мешок с подарками крепко увязались с образом лесного старика. Правда, Дедом Морозом его еще не звали: это был "святочный старик", "рождественский" или "елочный дед". К началу XX в. Дед Мороз окончательно стал добрым, а с 1910 г. начал появляться на елках в качестве массовика -затейника с румяными щеками и ватной бородой.
Вот так вот. А то вот некоторые говорят вернемся к старым традициям, то-се...
Печенки и кишочки как украшения это вам не шубу в трусы заправлять, да.
1 комментарий:
Спасибо за новост
Отправить комментарий